Каталог статей

Главная » Статьи » Избранное, но не моё » Статьи других авторов.

На пороге четырёхмерной цивилизации (2)

НА ПОРОГЕ ЧЕТЫРЕХМЕРНОЙ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глава IV

Ступени восхождения

 Когда перед смертью в 1543 году Николай Коперник успел издать свою единственную книгу, мир еще не знал, что польский монах открыл совершенно новую Вселенную. Общепризнанная в то время научная модель Вселенной, разработанная Птолемеем во II веке и вобравшая в себя лучшие достижение греческой и римской науки, более тысячи лет позволяла очень точно прогнозировать положения планет и рассчитывать солнечные затмения. Однако ее точность была куплена дорогой ценой: Птолемею пришлось придумать систему сложных планетарных траекторий. Все небесные тела двигались петляя вокруг Земли в плоском диске, а снаружи все закрывала двухмерная поверхность звездной сферы, не имевшая глубины.

 Революция, начатая Коперником не оставила от двумерной модели Вселенной камня на камне. Он поместил в центр Солнце, и звезды рассыпались по бесконечным далям вглубь пространства. Но вот что удивительно: расчеты траекторий планет у Коперника оказались менее точными, чем у отвергнутого им Птолемея. Следовательно, практический результат от его работы был отрицательным. Почему же он, хорошо зная погрешности собственных расчетов, рискуя жизнью, все-таки покусился на один из главных догматов церкви о центральном положении человека во Вселенной? Ведь за эту же революцию Дж.Бруно позже был сожжен, а еще позже Г.Галилей посажен под домашний арест. Не мог не понимать польский монах, чем грозит ему высказывание столь крамольной идеи, поэтому и оттягивал публикацию книги около сорока лет, издав ее перед самой смертью и уйдя тем самым от гнева догматиков. Но, понимая опасность, видя неточность своей модели, он все-таки решился на опубликование. Значит, было что-то более важное, чем точность? Секрет этого парадокса в том, что Коперник обнаружил в модели Птолемея нечто перечеркивающее всю ее прикладную ценность.

 Еще раз отметим, что система расчетов Птолемея была создана в результате обобщения всей эллинской и римской науки о Вселенной – она была по тем временам настоящим шедевром человеческой мысли, самой передовой теорией, которая позволяла чрезвычайно точно предсказывать положение планет на небе. Птолемей был официально признанным научным авторитетом того времени, и на его систему в течении более тысячи лет опиралась вся астрономическая наука. И даже во времена Коперника не было никаких практических причин сомневаться в правильности его системы – она прекрасно работала, но... Коперника смутило одно противоречие, которое до него почему-то никто не замечал.

Он обратил свою критику на модель движения Луны вокруг Земли по сильно вытянутому эллипсу (соотношение длинной оси к короткой было равно 2). Коперник спрашивает: если Луна вращается вокруг Земли по эллипсу, удаляясь и приближаясь, то расстояние между ней и наблюдателем должно меняться в два раза, следовательно, и ее видимые размеры на небе должны то увеличиваться, то уменьшаться в два раза, а уж площадь (и, следовательно, яркость) должны меняться в квадрате, т.е. в четыре (!) раза. Но ЛЮБОЙ человек может убедиться, поглядывая на небо в течение месяца, что этого не происходит.          

 Вот вам загадка человеческой культуры: более тысячи лет лучшие умы человечества полностью доверяли модели Вселенной Птолемея, а ведь опровержение лежало на поверхности этой модели, оно понятно сегодня даже школьнику: что чем дальше предмет, тем он меньше в размерах. Неужели зрение у людей в прошлом было устроено по-другому, и они видели удаленные предметы такими же, как и близкие?

Поскольку это предположение совершенно невероятно, остается сделать следующий вывод: в прошлом люди видели все правильно, а вот понимали неверно. Другими словами, их сознание было несовершенным, неполным, и оно не в состоянии было сопоставить мыслимые модели с видимым миром. Видели, но не понимали.

А почему у Коперника около 1500 года наступило прозрение? Случайное озарение одиночного гения?

Нет, это озарение пришлась на эпоху, когда в живописи несколько титанов Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Дюрер и другие, – впервые за всю историю человечества создали шедевры, в которых ясно прослеживаются законы перспективы и предметы на заднем плане изображены более мелкими. Их творчество пришлось на период, который начинался в конце пятнадцатого века, а заканчивался в первой половине века шестнадцатого. 1500 год оказывается в середине этого периода.

 Не "подсказали” ли польскому монаху законы перспективы картины этих великих живописцев? Ведь именно в разгар этого переворота в живописи он учился в Италии[1].

 Анализ истории развития космологических моделей показывает, что до ХVв. человеческое сознание не воспринимало окружающий мир как трехмерный (если не считать отдельных и весьма специфических исключений в древнегреческой культуре). В Средние Века пространство представлялось коллективному сознанию исключительно двухмерным! Реально люди видели мир, скорее всего, таким же, как и мы, но осознавали его совершенно по-иному; без классических трех координат Х,У,Z, без разделения его на ширину, глубину и высоту. Особенно явно это можно проследить по средневековой европейской живописи, там был только плоский мир. Более того, на арабском Востоке (а это в Средние Века была, кстати, самая передовая в мире культура ) даже запрещалось рисовать что-либо вообще, кроме абсолютно плоских орнаментов. И лишь Возрождение принесло видение объема. После первых "модернистских” попыток Учелло и других живописцев пятнадцатого века, несколько гениев Возрождения окончательно справились с законами перспективы и создали вечные шедевры живописи, соединив средневековую божественность образа и трехмерную реалистичность новой эры человеческой цивилизации. "Чем удаленней, тем мельче” – кричали картины великих живописцев, и Коперник по новому взглянул на почти священные труды римского астронома и увидел нереальность его орбит, искусственность плоской Вселенной греков и римлян.

 Живописцы первыми прорвались к трехмерному осмыслению окружающего мира, и это не удивительно, ведь более 70 % информации человек получает о мире через зрение, а искусство всегда было передовым фронтом познания, как выяснил автор в результате системного анализа истории.

 Исследования показали также, что вслед за живописью трехмерные модели стали сменять двумерные и в других областях человеческого сознания: астрономии, физике, математике, религии... И, наконец, развитие технической деятельности привело к тому, что человек смог взмыть в воздух и началось практическое освоение третьего измерения. Так от построения моделей человечество перешло к практике трехмерного перемещения в пространстве.

 Именно потому, что до этого сознание человечества было подавляюще ДВУХМЕРНЫМ, оно не замечало трехмерных несоответствий в двухмерных моделях действительности. Лишь на стыке двух веков ХV и XVI впервые произошел прорыв из ДВУХМЕРНОСТИ в ТРЕХМЕРНОСТЬ, прорыв, плоды которого мы пожинаем в виде научно-технического прогресса, прорыв, который дал нам новую механику, новую энергетику, новые ресурсы и новое перемещение в пространстве. Мы видим на этом примере: нет более глобального изобретения в человеческой культуре, чем "изобретение” новой, более топологически развитой модели пространства !

 Если же теперь обратиться вглубь истории, то окажется, что были в ней цивилизации и с иной мерностью пространства.

 До греческой цивилизации главным форпостом мирового прогресса была цивилизация египетская, живопись которой была одномерна. Вспомните египетские вазы, на которых строго по линии расположены в странных позах фигурки людей. Нигде вы не найдете изображений, в которых бы фараон с верхней линии протягивал руку к фигурке на нижней линии. Все события разворачиваются строго в линейном пространстве.

 Какой же была модель Вселенной у египтян? Догадываетесь? Совершенно верно – одномерной и, с нашей точки зрения, – совершенно нелепой. Вся Вселенная представлялась им длинным Нилом, над которым на железных столбах простиралось длинной лентой небо со звездами. Вдоль Нила тянулась гряда гор, по которым тек небесный Нил, и по нему плавало на барке Солнце. Вот и все. Древнеегипетская цивилизация была доминирующе ОДНОМЕРНОЙ.

 Но, если у нас пространственная модель трехмерна, в Средние Века была двухмерна, у египтян была одномерна, то где-то в прошлом можно отыскать и нульмерную модель Вселенной. К этому типу моделей можно отнести еще более древние представления о Вселенной как о всемирном яйце, которое не структурировалось и было вещью в себе.

 Если теперь начать считать из прошлого в будущее, то все окажется довольно просто: ноль, один, два, три..., правильно, – четыре! Именно четырехмерная модель пространства придет в ХХI в. на смену трехмерной[2]. Именно это показывают системные расчеты. Ждать осталось совсем немного. Первые признаки перехода в ЧЕТЫРЕХМЕРИЕ появились уже на рубеже ХХ века. В космологии – это обоснование четырехмерного пространственно-временного континуума Минковским. В живописи – в первую очередь работы Эшера, мир которого невозможен в трехмерном бытии, картины Сальвадора Дали, фантастические подпространственные переходы и множество других примеров, о которых следует писать отдельно. Вообще весь ХХ век можно уподобить веку ХV, в котором готовилось Возрождение. Если это сопоставление справедливо, то на рубеже 2000 года человечество получит множество ярких гениев, которые откроют дверь в четырехмерное видение мира. Не исключено, что нас ждут и "географические” открытия, подобные открытию Колумбом Америки. Возможно, и прогнозируемый полет людей на Марс – системно-исторический аналог колумбовского плавания к берегам "Индии”.

 Итак, мы "досчитались" до четырехмерного мировоззрения. Но что за этим скрывается? Какие новые тайны природы? Забегая вперед, можно сказать, что четвертое измерение – наиболее естественное для человека измерение. Именно оно отвечает за гармонизацию всех взаимодействий между уровнями иерархии в природе. Именно оно отвечает за пульсирующие ритмы во Вселенной. Так что дыхание и биение сердца – это движения в четвертом измерении. Но как известный литературный герой, который не знал, что всю жизнь говорит прозой, мы не знали, что всю жизнь живем в четырехмерном пространстве. Увидеть и осознать четвертое измерение – значит увидеть в происходящих вокруг нас событиях их новую полноту, глубину и смысл. И тогда многое, что кажется нам сегодня случайным, загадочным и хаотичным, завтра станет простым, ясным и упорядоченным.

 Не следует при этом отождествлять четвертое измерение только со временем. Еще П.Д.Успенский в начале ХХ века, анализируя проблему времени в контексте многомерных пространств, показал[3], что время – это измерение всегда дополнительное к пространству. Движение в дополнительном пространственном измерении, которое нами еще не освоено и не осознано, мы воспринимаем как время. Например, для двухмерных существ движение в третьем измерении будет временем. Поэтому, если мы научимся воспринимать мир как пространственно четырехмерный, то время для нас станет пятым измерением, а то, что мы сегодня понимаем как время, частично станет для нас простым перемещением в четвертом пространственном измерении, а частично останется временем, но уже в качестве пятого измерения. Этот анализ П. Д. Успенского для нас крайне интересен, хотя до конца эта проблема у него не раскрыта. Но даже если подойти к этому вопросу чисто логически, то становится понятно, что пространственные отношения возникают в результате связанности множества объектов, а временные – в результате изменения этой связанности как внутри объектов, так и вне их. С одной стороны – статика, а с другой – динамика мира. Следовательно, в своей основе это различные понятийные категории.

Проблема четвертого измерения стала глубоко анализироваться еще в прошлом веке. Такими известными авторами, как Э.Эбботт и Д.Бюргер, очень удачно использовался метод аналогий. Если читателя заинтересовал этот вопрос, он может найти великолепные примеры аналогий в книге этих двух авторов (Э.Э.Эбботт. Флатландия; Д.Брюгер. Сферландия. М.; "Мир",1976), некоторые примеры из которой приведены в Приложении 4.

Так что же такое четвертое измерение? Не углубляясь в детали и особенности, отметим, что в четвертом геометрическом измерении нет ничего мистического. В первом приближении, по авторской версии, его можно считать масштабной осью пространства, описывающей иерархическую структуру материи. В этом варианте и процессы изменений (т.е. процессы во времени) являются многоуровневыми, масштабно структурированными. При этом обнаружено[4], что масштабная структура Вселенной имеет свою симметрию, свои инварианты и свои безразмерные константы, часть которых выявлена автором впервые, а часть давно известна в физике как загадочная проблема "Больших Чисел".

Кроме того, любой человек, имеющий духовный вектор, устремленный к Богу, живет по законам гармонии четырехмерного пространства. Проблема, следовательно, – в осмыслении этого вектора, в его осознании во всех деталях меры и информации. Здесь уместен такой образ. Вы идете по лесу, на пути попадаются овраги, кусты, буреломы и т.п. Но вы слепы и пробираетесь на ощупь. Если при этом вы слышите голос Всевышнего, вы не заблудитесь и пройдете в верном направлении. Однако, сознание, которым наделил вас Господь, еще не стало столь совершенным, чтобы открылось особое зрение – умение видеть дорогу к Богу. Но стоит только осознать законы четырехмерного пространства, как вы становитесь зрячим и не только слышите призывный голос и знаете общее направление, но и видите все детали дороги перед собой. Безусловно, сразу прозрение не наступает – это достаточно длительный процесс. Да и открыв глаза в четырехмерный мир, вы можете увидеть его, как младенец, в перевернутом виде. Но другого пути в будущее нет. Как ни трудно было человечеству распрощаться с уютной и очень компактной картиной Вселенной, где Земля плавала на трех китах под звездным куполом, а Луна представлялась большим куском сыра, но это пришлось сделать. Взрослеет человечество и взрослеет его понимание устройства этого мира. Процесс неотвратимый, поэтому лучше в нем участвовать активно, чем быть подгоняемым кнутом истории.

 Бурный век технического прогресса настолько далеко продвинул возможности человечества, что родилась иллюзия, будто до Коперника и Галилея человечество блуждало во тьме ложных представлений о мире, и только западноевропейская культура вывела его на столбовую дорогу научного преобразования мира. Находясь в плену этих иллюзий, большинство людей снисходительно улыбается, когда речь заходит об алхимии, плоской модели Земли или о доисторических мифах.

 Но не будут ли через сто лет так же смешны и наивны сегодняшние научные картины мира? Не будут ли они отвергнуты нашими потомками как излишне сложные, запутанные и неверные в принципе? Любой адепт современной парадигмы возразит, что этого не произойдет, ибо достижения сегодняшней науки позволяют практически преобразовывать окружающий мир и постигать его законы. Но и парадигмы прошлого позволяли весьма успешно преобразовывать окружающий мир и постигать его законы. Так, например, траектории планет весьма успешно рассчитывали и по модели Птолемея.

 История человеческих цивилизаций показывает, что более чем наивно верить в незыблемость человеческих представлений об ОСНОВАХ мироздания на любом отрезке развития. И далеко не всегда новые системы знаний усложняют представления человека об окружающем мире. Зачастую бывает наоборот: продвижение вперед делает мир более простым в понимании. Если бы мы были вынуждены до сих пор считать по римской системе, определять даты по египетскому календарю и представлять движение планет по птолемеевской системе, многие бы взвыли от сложности этих занятий. Современные представления значительно проще. По аналогии можно предположить, что четырехмерная модель пространства, до которой мы здесь пока просто "досчитались”, даст нам более простое и понятное представление о законах окружающего мира[5].

 

 Итак, человеческая культура развивалась периодами, в каждом из которых доминировала своя модель пространства: нольмерная – доцивилизационная, одномерная – древнеегипетская, двумерная – эллинская и средневековая, трехмерная – западноевропейская и грядущая – четырехмерная.

Конечно, если иметь в виду физическое и биологическое существование, то человечество всегда жило и живет в многомерном мире, который по крайней мере трехмерен. А вот, если рассматривать социальную и культурную жизнь, обусловленную степенью развитости общественного сознания, то здесь можно утверждать, что человечество в древнеегипетский период "жило" в одномерном пространстве, в Средние века – в двухмерном пространстве, начиная с эпохи Возрождения – в трехмерном пространстве.

Итак, выдвигая гипотезу, что на рубеже третьего тысячелетия человечество прорывается в ЧЕТЫРЕХМЕРНОСТЬ из ТРЕХМЕРНОСТИ, мы предполагаем, что этот прорыв принесет человечеству и новую энергию, и новые возможности перемещаться в пространстве, и новые источники ресурсов. И мы надеемся, что роль России во всех этих изменениях будет не пассивная, а активная. Каковы основания для такой надежды, мы постараемся показать в последующих частях книги.

 

 

Славянский ренессанс

 

Современный мир вступает в информационный век и перед человечеством встает задача освоения четырехмерного пространства-времени. Но мир неоднороден по уровню развития различных цивилизаций (по С.Хантингтону), которые имеют различный потенциал для выхода в будущее.

 Та культура, которая лучше других подготовлена к освоению нового четырехмерного пространства, призвана стать лидером и возглавить процесс перехода к следующему этапу развития человечества. Есть все основания предполагать, что эта роль в IIIтысячелетии уготована именно России.

Поэтому именно Россия? Системный анализ истории цивилизаций показал (см. Приложение 3), что именно Россия с 2000 года вступает в эпоху своего Высокого Возрождения: она призвана создать новое Космическое Мировоззрение, которое целостно объединит в себе искусство, религию, философию и науку.

Славянская цивилизация является пятой или шестой по счету в общей человеческой истории цивилизации. Все они проходят свой цикл закономерного развития. В этом цикле наступает момент, когда их роль в развитии всей человеческой культуры становится доминирующей. Но если в прошлом великие цивилизации Древний Египта, Античности, Востока и Западной Европы вынуждены были с оружием в руках и на полях сражений доказывать свое право на лидирующую роль в мире, то впервые перед Русской цивилизацией открывается возможность доказать это право на информационном поле.

Здесь уместна аналогия с мифом об Одиссее, который победил слепого циклопа в его же пещере. Маленький и слабый, но зрячий Одиссей оказался могущественнее большого и сильного циклопа, не способного видеть. Цивилизация, способная видеть четырехмерный мир, сможет победить сообщества, обладающие гораздо большей материальной мощью, но не имеющие четырехмерного зрения.

Причем, речь идет не о победе над другими цивилизациями во имя могущества одной. Нет, речь идет об исторической необходимости спасти мир от энергетической и экологической катастрофы вопреки его инерционному движению к саморазрушению, возглавляемому либо слепыми либо эгоистичными лидерами.

На чем основана уверенность автора? На точном статистическом анализе развития мировой науки (Приложение 3) и на построенной на основе этого анализа макромодели развития человеческой цивилизации, начиная с 3000 года до н.э., с Древнего Египта.

Удалось с достаточной степенью достоверности выявить 5 цивилизационных циклов, каждый из которых имеет длительность в 2000 лет:

1. Древнеегипетский от 3000 г. до н.э. до 1000 г. до н.э.

2. Античный от 1500 г. до н.э. до 500 г н.э.

3. Восточный от 500 г. до н.э. до 1500 г. н.э.

4. Западноевропейский от 500 г. н.э. до 2500 г. н.э.

5. Славянский от 1000 г. н.э. до 3000 г. н.э.

Каждый цикл состоит из четырех однотипных этапов ровно по 500 лет:

 I. Пробуждение и становление,

II. Обучение и подготовка,

III. Создание новой культуры мирового уровня,

IV. Подведение итогов и распространение новой культуры по всему миру.

2000 год является переломным одновременно для двух цивилизаций: западноевропейская вступает в четвертую, завершающую, имперскую фазу своего развития; славянская переходит в третью – самую плодотворную и пассионарную – созидательную фазу.

Если опираться на эту логику, то в ближайшие 500 лет мир ждет, с одной стороны, развитие и последующее угасание Атлантической империи, а с другой стороны – взлет славянской культуры, русский Ренессанс.

Особо необходимо подчеркнуть, что никогда за всю историю человечества не происходило наложения двух таких мощных этапов различных культур не только в одном историческом времени, но и, учитывая также уровень развития транспорта и средств связи, – практически на одном географическом пространстве. Столкновение двух мощных цивилизаций, этапы развития которых имеют наибольшую социальную энергетику с различной мировоззренческой основой может привести к мировой катастрофе, если не найти из этой ситуации совершенно неординарный выход.

Главным спасительным фактором является то, что человечество вступает в эру четырехмерной парадигмы, для которой будут характерны процессы синтеза всех предшествующих культур. Поэтому, если раньше каждая из культур нового цикла отвергала многие ценности циклов-предшественников, то славянская культура, в силу синкретичной сущности четырехмерного мировоззрения, требующего синтеза всех предыдущих этапов, а не их отрицания, будет только связывать все предшествующие культуры и циклы в единый ЛОГОС истории. Отрицать она будет только монополию западной культуры на окончательную истину. Именно это дает нам надежду избежать третьей мировой войны.



[1] В Италии Коперник учился около 10 лет с 1446 по 1505 гг. сначала в Болонском университете, затем в Падуанском.

[2] С.Сухонос На пороге четырехмерной цивилизации. В Альманахе «Логос Вселенной». М.: Из-во «Белые альвы», 1999. С.3-32.

[3] Успенский П.Д. "Tertiumorganum". Ключ к загадкам мира. С. -П. ; "Андреев и сыновья”. 1992.

[4] Сухонос С.И. Принципы масштабной симметрии в оценке естественных систем// Проблемы анализа биологических систем. М. ; "МГУ”, 1983. С. 90-112.

[5] Тема понимания четвертого измерения настолько глобальна, что автор лишь приступил к ее изложению после 25 лет активного изучения. Если все замыслы окажутся реализованными, то, начиная с 1999 года будет издано три книги по этой проблеме. Именно в них можно будет найти более полное изложение данной темы.

© С.И. Сухонос



Видео,часть лекции С. И. Сухонос   http://rutube.ru/tracks/2943849.html?v=00a03e721c9136400bd344568d58f6fb


Источник: http://suhonos.ru/index.html
Категория: Статьи других авторов. | Добавил: Deni_sov (19.02.2012)
Просмотров: 1440 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: